Вертолеты фирмы Камов

Главная
Вертолеты Ка

Вертолет Ка-15
Легкий многоцелевой вертолет

 

Вертолет Ка-15

Характеристика вертолета
Схема вертолета


В 1951 г. в ОКБ Н. И. Камова началась разработка нового легкого двухместного многоцелевого вертолета двухвинтовой соосной схемы Ка-15, и был выполнен его эскизный проект, а в начале 1952 г. он был представлен командованию ВМФ, после чего вышло постановление Правительства СССР о разработке корабельного вертолета Ка-15 с экипажем из летчика и наблюдателя для ведения разведки надводной обстановки и обеспечения связи между кораблями и береговыми базами.

В начале 1953 г. первый опытный вертолет Ка-15 был изготовлен, а 14 апреля 1953 г. летчик-испытатель Д.К. Ефремов совершил на нем первый полет. Государственные испытания вертолетов Ка-15 были завершены в 1955 г., а в 1956 г. было начато их серийное производство на авиационном заводе в Улан-Удэ, где до 1964 г. было построено 354 вертолета Ка-15 различных модификаций.

В 1955 г. вертолеты Ка-15 начали поступать в эксплуатацию в ВМФ, сперва в экспериментальную вертолетную эскадрилью, а затем в строевые части для наблюдения и связи и противолодочных операций, для выполнения которых требовалось три вертолета Ка-15 из-за их ограниченной грузоподъемности. Один из вертолетов оснащался двумя сбрасываемыми радиогидроакустическими буями (РГАБ) для обнаружения подводной лодки, а второй — приемным акустическим регистрирующим устройством (СПАРУ), воспринимающим сигналы РГАБ и передающим координаты подводной лодки третьему вертолету с двумя глубинными бомбами калибром 50 кг и оптическим прицелом ОПБ-1Р. В 1957-1958 гг. были сформированы первые подразделения противолодочных вертолетов Ка-15, базирующихся на эскадренных миноносцах.

Вертолеты Ка-15 успешно использовались также в рыболовном флоте для разведки рыбы; для тренировки летного состава в 1956 г. был создан учебно-тренировочный вертолет УКа-15 с двойным управлением.

В 1958 г. был создан усовершенствованный вертолет Ка-15М с более мощным двигателем и большей грузоподъемностью и дальностью полета. Вертолеты Ка-15М использовались как противолодочные в ВМФ, а также как сельскохозяйственные с навесным оборудованием для разбрызгивания химикатов. На вертолетах Ка-15М летчиком-испытателем В. В. Виницким в 1958— 1959 гг. были установлены два мировых рекорда скорости: 162,784 км/ч на базе 100 км и 170,455 км/ч на базе 500 км.

Развитием двухместного вертолета Ка-15 стал четырехместный многоцелевой вертолет Ка-18, созданный в 1956 г. и предлагавшийся для санитарных и пассажирских перевозок в качестве «воздушного такси». В 1958 г. вертолет Ка-18 был удостоен золотой медали на всемирной выставке в Брюсселе. Вертолет Ка-18 производился серийно в Улан-Удэ, где было построено 111 вертолетов для использования в пассажирском, санитарном, почтовом и сельскохозяйственном вариантах.

Конструкция. Вертолеты Ка-15 и Ка-18 выполнены по двухвинтовой соосной схеме с одним ПД и четырехопорным шасси.

Фюзеляж ферменной конструкции с обшивкой из алюминиевого сплава и двухместной кабиной экипажа с расположенными рядом сиденьями летчика (слева) и оператора со сдвижными дверями и большой площадью остекления. У вертолета Ка-18 размеры кабины увеличены, что позволило разместить еще два сиденья для пассажиров или больного на носилках; спереди кабина снабжена обтекателем для размещения оборудования с большим люком.

Хвостовая балка полумонококовой конструкции из алюминиевого сплава, сверху к ней крепится стабилизатор прямоугольной формы в плане с килевыми шайбами трапециевидной формы в плане с рулями направления.

Шасси четырехопорное, неубирающееся, с самоориентирующимися колесами на передних опорах и предохранительной опорой на хвостовой балке. На корабельных вертолетах предусматривалось использование поплавкового шасси.

Несущие винты с шарнирным креплением лопастей трехлопастные, с лопастями трапециевидной формы в плане, изготавливающимися на первых моделях из древесины, а затем из композиционных материалов с использованием стеклопластика, что обеспечило повышение аэродинамического качества несущих винтов и увеличение ресурса лопастей. Геометрическая крутка лопастей увеличена от —5° до — 12°.

Силовая установка состоит из ПД АИ-14В, сверху которого установлены понижающий редуктор и распределительный редуктор с колонкой привода соосных несущих винтов, а снизу два топливных бака.

Система управления обычная с тросовой проводкой, путевое управление обеспечивается дифференциальным изменением шага несущих винтов и отклонением рулей направления. Вертолет Ка-15 оборудован двойным управлением и дополнительными пилотажными приборами.

 

"Российские вертолеты" Ружицкий Е.И.

   
Hosted by uCoz