Вертолеты Ми

Главная
Вертолеты Ми
 

Вертолет Ми-24

История создания

 
 

Вертолет Ми-24

История создания Ми-24
Летно-технические характеристики вертолетов Ми-24
 

Аппаратами Ми-24 комплектовались отдельные вертолетные полки Советской Армии, входившие в состав общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. В дальнейшем Ми-24 поступили и в отдельные вертолетные полки боевого управления, а с формированием структур Армейской авиации — и в отдельные вертолетные эскадрильи мотострелковых дивизий.

На заводе в Арсеньеве в течение пяти лет всего было построено свыше 240 транспортно-боевых вертолетов Ми-24А. Некоторые из них были выпущены в учебном варианте Ми-24У (изделие 244), прошедшем испытания в 1972 г. На них вместо носового пулемета в передней кабине летчика-инструктора было установлено дополнительное пилотажно-навигационное оборудование. Запуск в серийное производство новой боевой техники до ее официального принятия на вооружение, как и в случае с вертолетом Ми-4, вновь оправдал себя. На этих машинах прошли подготовку летные экипажи и наземный обслуживающий персонал. Вертолеты Ми-24А поставлялись за рубеж и приняли участие в боевых действиях в Афганистане и в локальных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке. Опыт эксплуатации этих машин способствовал их дальнейшей доводке, повышению надежности и боевой эффективности.

Параллельно с внедрением в серийное производство вертолетов Ми-24А ОКБ М.Л.Миля продолжало совершенствовать комплекс вооружения на опытном модернизированном вертолете, получившем название Ми-24Б (изделие 241). От Ми-24 (В-24) и Ми-24А он отличался наличием подвижной пулеметной установки УСПУ-24 с высокотемпным пулеметом ЯкБ-12,7 (Якушева—Борзова), управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АВ. На установке был реализован автоматический ввод поправок при стрельбе. В состав станции вошел аналоговый вычислитель, сопряженный с системой бортовых датчиков параметров полета. Кроме того, Ми-24Б был оснащен комплексом противотанковых ракет «Фаланга-ПВ» с полуавтоматической системой наведения «Радуга-Ф». Реализация полуавтоматического управления ПТУР повышала вероятность попадания ракет в цель в три - четыре раза. Гиростабилизированный прибор наведения обеспечивал вертолету возможность маневра в процессе наведения ракеты на цель, что также существенно повышало его боевую живучесть.

Опытные Ми-24Б успешно прошли в 1971—1972 гг. первый этап испытаний, но доводка их была остановлена. При эксплуатации Ми-24А в частях выявился их серьезный дефект - недостаточный угол обзора из кабины экипажа. Из-за относительно просторной кабины образовались большие «мертвые» зоны: оператор закрывал летчику вид вперед-вправо, не имея, в свою очередь, возможности обозревать левую заднюю сферу. Стекла «бликовали». Кроме того, размещение летчиков в общей кабине повышало опасность их одновременного вывода из строя в боевой ситуации. Поэтому в ОКБ М.Л.Миля в начале 1971 г. была спроектирована принципиально новая передняя часть вертолета: летчик и оператор размещались в изолированных узких и хорошо защищенных кабинах по схеме тандем на разных уровнях. Обе кабины имели бронестекла. При этом, помимо улучшения обзора, была решена еще одна задача: обеспечивался широкий сектор обзора для прибора наблюдения системы «Радуга-Ф», без затенения элементами конструкции, и такой же сектор для антенны командной радиолинии управления.

Кроме того, в начальный период эксплуатации Ми-24А было выявлено, что на некоторых режимах полета вертолет имеет недостаточную путевую управляемость. Эта проблема была решена в 1974 г. переносом рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, и за счет изменения направления вращения его тяга значительно увеличилась. В те же годы на Ми-24А прошли испытания пылезащитные устройства (ПЗУ) двигателя. Так окончательно сложился внешний облик армейского транспортно-боевого вертолета.

В начале лета 1972 г. новой передней частью с раздельными кабинами были оснащены два опытных В-24. На них предусматривалась установка высокотемпного пулемета ЯкБ-12,7 и - впервые - нового комплекса управляемых противотанковых ракет «Штурм-В». Поэтому изначально первым модернизированным вертолетам с раздельными кабинами было присвоено название Ми-24В (изделие 242). К сожалению, доводка комплекса «Штурм» затянулась, и в серийное производство в 1973 г. поступил вертолет с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения, как на Ми-24Б. Этой промежуточной между Ми-24А и Ми-24В модернизированной модели присвоили обозначение Ми-24Д (изделие 246). Ее опытные прототипы получили высокую оценку на совместных государственных испытаниях в 1973—1974 гг. С выпуска в 1973 г. пяти первых Ми-24Д начал серийное производство этих вертолетов, параллельно с арсеньевским «Прогрессом», и ростовский вертолетный завод – ныне ОАО «Роствертол». Всего до 1983 г. было построено 635 вертолетов Ми-24Д. Созданный в 1980 г. учебный вариант Ми-24ДУ (изделие 249) отличался от боевого наличием полного комплекта двойного управления и отсутствием носового пулемета. На экспорт вертолет Ми-24Д поставлялся с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25, а Ми-24ДУ — под обозначением Ми-25У.

Устанавливаемый по требованию заказчика противотанковый комплекс 9К113 «Штурм-В» с управляемыми сверхзвуковыми ракетами 9М114 поступил на испытания в 1972 г. Новая ракета, по сравнению с применяемой в комплексе «Фаланга-ПВ», отличалась не только большими скоростью и дальностью, но и более высокой вероятностью попадания в цель, а также компактностью. Система управления была радиокомандной полуавтоматической. Испытания комплекса закончились в 1974 г. С внедрением на Ми-24 ПТРК «Штурм-В» вертолет наконец приобрел тот облик, который предусматривался заказчиком еще в самом начале разработки аппарата во второй половине 60-х гг. Другим отличием Ми-24В от предыдущих модификаций стала установка на него высокоэффективного автоматического стрелкового прицела АСП-17В для летчика. Дополнительные топливные баки на изделии 242 крепились уже не внутри фюзеляжа, а подвешивались под крыльями. Ми-24В завершил совместные государственные испытания примерно годом позже Ми-24Д. Постановлением правительства от 29 марта 1976 г. оба вертолета были официально приняты на вооружение. К этому времени в строю находились свыше 400 аппаратов Ми-24А и Ми-24Д.

Вертолет Ми-24В мог нести восемь управляемых противотанковых ракет, в то время как его предшественники — только четыре. В 1986 г. на нем прошел испытания многозамковый балочный держатель, позволивший увеличить арсенал Ми-24В до 16 ракет 9М114. С 1976 по настоящее время арсеньевский и ростовский заводы выпустили более полутора тысяч вертолетов Ми-24В. Не прекращающиеся иностранные заказы обеспечивают загрузку ростовским вертолетостроителям и по сей день.

В 80-е гг. на базе Ми-24В в ОКБ был разработан ряд опытных модификаций и летающих лабораторий (Ми-24М, Ми-24Н, Ми-24Ф и т.д.), оснащенных новым и экспериментальным оборудованием. За рубеж вертолет Ми-24В поставлялся под обозначением Ми-35. В 1975 г. ОКБ М.Л.Миля приступило к испытаниям и доводке давно запланированной «пушечной» модификации Ми-24П (изделие 243). Для ее вооружения была выбрана авиационная двухствольная скорострельная 30-мм пушка ГШ-30К (Грязева—Шипунова), применявшаяся также на самолетах-штурмовиках Су-25. Так как из-за большой массы и значительной отдачи осуществить подвижную установку пушки было невозможно, решили укрепить ее неподвижно вдоль правого борта в носу фюзеляжа и при ведении огня осуществлять прицеливание «всем вертолетом». Однако доводка модификации затянулась - возникли существенные проблемы с совместимостью орудия и бортового оборудования: в первое время мощная отдача пушки при стрельбе выводила из строя приборы и прицельные системы вертолета. В 1981 г. Ми-24П поступил в серийное производство, и за следующие девять лет (до 1989 г.) было выпущено около 640 таких аппаратов. За рубеж «пушечная» модификация поставлялась под обозначением Ми-35П.

Модификация Ми-24П продемонстрировала целесообразность оснащения вертолета пушечным вооружением, но неподвижность орудия ограничила эффективность его применения. В то же время мощь пушки ГШ-ЗОК была даже чрезмерной — для выполнения ряда операций вполне достаточной была бы пушка калибра 23 мм. Поэтому в 1985 г. поступил на госиспытания и спустя четыре года пошел в серийное производство модернизированный вертолет Ми-24ВП (изделие 258). На нем, вместо пулеметной установки УСПУ-24, на подвижной носовой установке НППУ-24 разместили двухствольную автоматическую пушку ГШ-23Л. Таким образом, когда серийное производство Ми-24 почти завершалось, вертолет получил то вооружение, которое и предполагалось по замыслу Генерального конструктора М.Л.Миля. Из-за прекращения производства всех вертолетов Ми-24 в 1989 г. успели построить только 25 экземпляров Ми-24ВП.

За создание вертолета Ми-24 группу сотрудников ОКБ, среди которых был и Генеральный конструктор М.Н.Тищенко, наградили Ленинской премией, а большой коллектив конструкторов, рабочих и представителей заказчика был удостоен высоких правительственных наград.

Модификации Ми-24В, Ми-24Д и Ми-24П с большой эффективностью применялись в боях в Афганистане и доказали свою незаменимость в качестве уникального средства вооруженной борьбы. Опыт использования Ми-24 в условиях высокогорной местности при постоянно возрастающих возможностях средств ПВО противника показал, что необходим ряд доработок машины: замена двигателей ТВЗ-117 высотными ТВЗ-117В, сохранявшими мощность 1700 л.с. до высоты 1000 м при температуре наружного воздуха 40°С (у ТВЗ-117 мощность в аналогичных условиях составляла всего 1420 л.с), оснащение вертолета ПЗУ и ЭВУ (экранно-выхлопным устройством), многозамковыми балочными держателями, пулеметами ПК и РПК (в грузовой кабине), кассетами ИК-ловушек, станцией активных помех СОЭП-В1А «Липа», дополнительным бронированием, пенополиуретановым заполнителем топливных баков и другими средствами повышения боевой живучести и эффективности. Для защиты задней полусферы вертолета в 1985 г. в ОКБ М.Л.Миля предложили установить в хвостовой части фюзеляжа на месте радиоотсека пулеметную точку с крупнокалиберным пулеметом НСВТ-12,7 «Утес». Стрелок проникал в этот отсек через узкий лаз из грузовой кабины вертолета. Испытания опытного Ми-24 с хвостовой пулеметной установкой показали, что размещение дополнительного члена экипажа в корме машины значительно смещало центровку вертолета, кроме того, загазованность в кабине стрелка превышала допустимые пределы. В связи с этим от хвостовой огневой точки пришлось отказаться, а чтобы своевременно информировать летчика о возможной угрозе со стороны задней полусферы, установили систему зеркал заднего обзора.

До распада Советского Союза вертолет Ми-24 в различных модификациях поставлялся более чем в 20 государств мира, в том числе в страны Варшавского Договора, Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Индию, Ирак, Ливию, Мозамбик, Никарагуа, Перу, Северную Корею, Северный Йемен, Сирию, Югославию, Южный Йемен, Эфиопию и др. Вертолет-штурмовик Миля принимал участие уже в четырех десятках вооруженных конфликтов, т.е. сегодня его можно назвать самой «повоевавшей» машиной из всех боевых вертолетов мира.

Впервые вертолет Ми-24 применили в бою эфиопы в 1978 г в войне с Сомали. Затем «двадцатьчетверки» использовали в боевых операциях вооруженные силы Ливии и Алжира. Суровым испытанием качеств «милевского» штурмовика послужила восьмилетняя ирано-иракская война, в ходе которой иракские Ми-24 не раз сходились в воздушных схватках с боевыми вертолетами «Кобра» ВВС Ирана и, как правило, выходили победителями. В одном из боев, 27 октября 1982 г., даже, произошел единственный в истории случай поражения вертолетом реактивного самолета-истребителя. Иракский Ми-24 сбил противотанковой ракетой иранский «Фантом». В ходе ливанской войны 1982 г. сирийские Ми-24 вывели из строя около сотни израильских танков. Затем «двадцатьчетверки» сражались в небе Анголы, Сьерра-Леоне, Никарагуа, Капучии, индийского штата Джамму и Кашмир, Йемена, Югославии, на Цейлоне, в Карабахе и в других горячих точках Земного Шара. И сейчас, транспортно-боевые вертолеты Ми-24 (Ми-35) являются одним из самых эффективных средств в арсеналах многих стран. Появления только двух таких машин в вооруженных силах Македонии оказалось достаточно, чтобы остановить в 2001 г. наступление албанских сепаратистов.

Для наращивания огневой мощи вертолетов Ми-24 всех модификаций в конце 70-х гг. были разработаны подкрыльевые контейнеры ГУВ (гондолы универсальные вертолетные) с двумя вариантами оснащения: либо один пулемет ЯкБ-12,7 и два таких же высокотемпных пулемета ГШГ-7,62 (ТКБ-621) калибра 7,62 мм, либо гранатомет АГС-17 «Пламя» калибра 30 мм. В дальнейшем на боевых вертолетах стали устанавливать универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23 калибра 23 мм. Кроме блоков неуправляемых реактивных снарядов малого (57 мм) калибра С-5 на Ми-24 стали использовать блоки неуправляемых ракет С-8 (калибра 80 мм), а также более крупные НАР типа С-13 (122 мм) и С-24 (240 мм), блоки осветительных ракет, универсальные контейнеры малых грузов КМГ-У, различные бомбы калибра до 500 кг. В опытном порядке была проверена возможность оснащения Ми-24 и другими типами вооружения, в том числе ракетами класса «воздух — воздух» Р-60, Р-73 и 9М39 «Игла». Во второй половине 80-х гг. некоторые Ми-24В в войсках были дооборудованы держателями под ракеты Р-60.

Все серийные военные вертолеты Ми-24А, Ми-24В, Ми-24Д, Ми-24П и Ми-24ВП применялись для решения задач общеармейского характера в трех основных вариантах: боевом — для борьбы с танками, огневой поддержки наземных войск и тактических десантов, уничтожения точечных целей, опорных пунктов и десантов противника; транспортном — для высадки тактических десантов и разведывательно-диверсионных групп, перевозки войск и грузов и снабжения передовых частей; санитарном — для эвакуации с поля боя раненых и больных (двух лежачих и двух сидячих с одним сопровождающим).

Все это время ОКБ не прекращало разработок специализированных модификаций вертолета Ми-24. Наличие вместительной грузовой кабины и высокая энерговооруженность аппарата обусловили появление различных предложений, касающихся областей его использования. В частности, в 1970 г. был создан проект многоцелевого морского корабельного вертолета Ми-24М (изделие 247), но, дабы «не переходить дорогу» традиционному разработчику палубной авиации - ОКБ Н.И.Камова, М.Л.Миль распорядился прекратить работы по данной тематике. Только в 1973 г. по срочному заданию правительства на базе Ми-24А ''милевцами'' была построена и испытана опытная модификация - минный тральщик Ми-24БМТ (изделие 248). Для этого с исходной модели сняли весь комплекс вооружения, броню и крылья, а шасси сделали неубирающимся. В фюзеляже разместили траловое устройство и установили дополнительный топливный бак. Но Ми-24БМТ серийно не строился, так как более эффективным в качестве вертолета противоминной обороны оказался Ми-8БТ.

В 1975 г. на одном из опытных Ми-24 был опробован экспериментальный рулевой винт типа фенестрон. Он не получил практического применения, так как испытания показали, что фенестрон оказывается весьма эффективным на сравнительно легких вертолетах, а на таких тяжелых аппаратах, каким являлся Ми-24, применение его нецелесообразно. Тогда же в ОКБ М.Л.Миля создали на базе одного из первых Ми-24 модификацию вертолета А-10, максимально облегченную и с обтекателями вместо крыльев. Летом 1975 г. экипаж Г.Расторгуевой установил ряд женских мировых рекордов скорости и скороподъемности, а 21 сентября 1978 г. Г.Карапетян установил абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов — 368,4 км/ч. Во время создания перспективного боевого вертолета Ми-28 его предшественник Ми-24 успешно использовался в качестве летающей лаборатории для испытания различных агрегатов нового аппарата, в том числе несущего и рулевого винтов, вооружения и пилотажно-приборного оборудования.

Для ведения радиационно-химической разведки с передачей информации с борта по радиоканалам связи на наземные пункты в конце 1978 г. один вертолет Ми-24В был переоборудован в модификацию Ми-24Р (изделие 2462), оснащенную улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа, с двумя дополнительными местами для химиков-разведчиков, соответствующим оборудованием для взятия проб воздуха и грунта, в том числе уникальным дистанционно-управляемым экскаватором на подкрыльевом пилоне, а также с аппаратурой анализа и передачи результатов разведки. С 1983 по 1989 г. было выпущено 110 таких модификаций. Вертолеты Ми-24Р использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1989 г. исходная модель Ми-24Р была подвергнута модернизации и названа Ми-24РА. Ее оборудовали более совершенной аппаратурой связи и обработки информации, что позволило исключить из экипажа одного химика-разведчика.

В 1979 г. на ''МВЗ им. М.Л.Миля'' создается модификация Ми-24К (изделие 201), предназначенная для визуального наблюдения за полем боя, расположением войск противника, корректирования ракетной и артиллерийской стрельбы, а также перспективного фотографирования местности. Вместо «Радуги» разведчик-корректировщик Ми-24К получил систему наблюдения «Ирис» с увеличенным сектором обзора. В его грузовой кабине был установлен бортовой разведывательно-корректировочный комплекс «Рута», состоящий из оптического наблюдательного прибора, бортовой вычислительной машины и устройства преобразования информации, а также фотоаппарат АФА-100 для съемки через специальное окно с правой стороны фюзеляжа. Управление комплексом осуществлял летчик-оператор из своей кабины. С 1983 по 1989 гг. было построено 92 воздушных корректировщика.

В 1981 г. ростовский филиал ''МВЗ им.М.Л.Миля'' создал опытный образец модификации Ми-24ТЭЧ-24, оснащенной комплексом оборудования, предназначенного для проведения регламентных работ и ремонта вертолетов Ми-24 в полевых условиях. Для подразделений Министерства внутренних дел в 1995 г. была подготовлена патрульно-спасательная модификация Ми-24ПС с различными вариантами вооружения и оборудования. Тогда же предлагалась версия Ми-24, предназначенная для экологических исследований.

Сейчас транспортно-боевые вертолеты Ми-24 (Ми-35) являются одним из самых эффективных средств в арсеналах более тридцати стран. Кроме стран СНГ и бывших стран Варшавского договора ими вооружены вертолетные части Алжира, Анголы, Афганистана, Боснии и Герцеговины, Венесуэлы, Вьетнама, Индии, Йемена, Камбоджи, Конго, Кубы, Ливии. Мозамбика, Македонии, Мексики, Нигерии, Папуа, Перу, Северной Кореи, Сирии, Судана, Сьера-Леоне, Уганды, Хорватии, Чада, Шри-Ланки, Эритреи, Эфиопии, Югославии и др. Даже спецподразделения США не гнушаются содержать в своем арсенале не менее десятка Ми-24. Всего, в настоящее время, насчитывается в постоянной эксплуатации как у нас в стране, так и за рубежом не менее полутора тысяч «двадцатьчетверок»! Они по-прежнему являются основным типом боевых летательных аппаратов армейской авиации России и многих других стран.

Вертолеты Ми-24 используются не только на парадах. Они продолжают интенсивно применяться в боевых действиях в горах Средней Азии, пустынях Ближнего Востока, африканских джунглях, южноамериканских пампасах, в урбанизированных местностях бывшей Югославии. Российские Вооруженные Силы и прочие силовые структуры эффективно используют «двадцатьчетверки» в антитеррористических операциях на Северном Кавказе и Средней Азии. Поэтому конструкторы ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» совместно со специалистами ОАО «Роствертол» продолжают заниматься глубокой модернизацией существующего парка вертолетов Ми-24 как у нас в стране так и за рубежом с целью продления сроков их службы, повышения боевой эффективности, улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

В.Р.Михеев. Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля. 50 лет. М., Любимая книга. 1998.
В.Р.Михеев. Роствертол. Путь успеха. М., Интервестник. 2004

   
Hosted by uCoz