Вертолеты РоссииВертолеты Братухина Вертолеты Ка Вертолеты Ми |
Автожир (франц. autogyre, от греческого autos — сам и gyros — круг, вращение), летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолёта тем, что основной несущей поверхностью служит воздушный винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертикальной оси под действием встречного потока воздуха. Такой винт называется «авторотирующим». Другое название автожира — гироплан (от англ. gyroplane). Горизонтальная скорость сообщается автожиру дополнительным винтом с горизонтальной продольной осью. Считается, что первый автожир построил испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1923 году. Основное развитие теория автожиров получила в 30-е годы XX века. С изобретением и массовым строительством вертолётов популярность автожиров сильно упала. Вертолет , летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальными взлётом и посадкой, подъёмная сила в котором создаётся одним или несколькими несущими винтами. Слово «вертолёт» введено вместо иностранного «геликоптер». Вертолет взлетает вертикально вверх без разбега и совершает вертикальную посадку без пробега, неподвижно «висит» над одним местом, допуская поворот вокруг вертикальной оси в любую сторону, производит полёт в любом направлении со скоростями от нуля до максимальной. При вынужденной остановке двигателей в полёте вертолет может совершить планирующий спуск и посадку, используя самовращение (авторотацию) несущих винтов. Во избежание срыва потока с лопастей и для увеличения скорости полёта некоторые вертолеты имеют небольшое крыло, разгружающее несущие винты. По известным к настоящему времени письменным источникам, идея использования винта для создания летательного аппарата впервые была высказана Леонардо да Винчи в 1475 году. Эскиз и описание этого аппарата найдены в Миланской библиотеке и опубликованы в конце XIX века. Винт летательного аппарата предполагалось приводить во вращение мускульной силой человека Великий русский ученый М.В.Ломоносов в 1754 году впервые в мире построил модель двухвинтового вертолета. Ее предполагалось использовать для подъема метеорологических приборов. В качестве двигателя для вращения несущих винтов использовалась часовая пружина. При испытании модель подвешивалась на шнуре с уравновешиванием через блоки при помощи груза. Впервые было выявлено наличие реактивного момента несущего винта и предложен способ его уравновешивания вторым несущим винтом, вращавшимся в противоположную сторону. Природа реактивного момента заключается в следующем. Для вращения воздушного винта к нему необходимо приложить крутящий момент со стороны двигателя (корпуса) вертолета. Тогда, согласно третьему закону Ньютона, со стороны винта на корпус будет действовать такой же момент, но противоположного направления. В полете это приведет к вращению корпуса. При наличии двух одинаковых винтов, вращающихся в разных направлениях, их реактивные моменты взаимно уравновешиваются. Приводимые в литературе рисунки модели вертолета Ломоносова воспроизведены по описанию, подлинные эскизы не обнаружены. Начало XX века ознаменовалось первыми проектами самолетов и созданием большого количества их опытных конструкций. Этому способствовало появление поршневых двигателей внутреннего сгорания. Успехи самолетостроения способствовали расширению работ по вертолетам. Появляются проекты вертолетов и делаются попытки построить натурные летающие вертолеты. Наибольшие успехи в создании вертолетов за пределами России связаны с именами Сантос-Дюмона (Франция), Корню (Франция), братьев Бреге и профессора Рише (Франция), Кимбальса (США) и др.
Первый в истории вертикальный полет состоялся 24 августа (по другим источникам, 29 сентября) 1907 года и продолжался одну минуту. Вертолёт, построенный братьями Луи и Жаком Бреге (Louis & Jacques Breguet) под руководством профессора Шарля Рише (Charles Richet), поднялся в воздух на 50 см. Также существуют данные о том, что в 1905 году француз М. Леже создал аппарат с двумя противоположно вращающимися винтами, который мог на некоторое время отрываться от земли. Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский производитель велосипедов Поль Корню (Paul Cornu). 13 ноября 1907 он построил вертолёт, поднявший его вертикально в воздух на высоту 50 см и провисевший в воздухе 20 секунд. Два несущих двухлопастных винта диаметром 6 м приводились во вращение посредством ременной передачи от двигателя «Антуанетт» мощностью 17,9 кВт. Горизонтальное перемещение предполагалось обеспечить при помощи сил, возникающих на двух пластинах, находящихся в струе несущего винта. Полная масса составила 328 кг. При испытаниях удалось приподнять вертолет на высоту 1,5 м. Игорь Сикорский построил в России два вертолёта - в 1908 и 1909 г. Вертолёт поднимался в воздух, но был недостаточно силён, чтобы поднять пилота. Поэтому Сикорский охладел к вертолёту и занялся конструированием аэроплана. Сикорский вернулся к вертолётам только в 1938 году, пытаясь сохранить свою компанию на плаву. Первый более-менее завершенный летающий образец вертолёта Сикорского VS-300 (S-46) появился в 1939 году. До изобретения автомата перекоса ни о каком управляемом полёте на вертолёте не могло быть и речи. 18 мая 1911 года выдающийся инженер Б.Н. Юрьев опубликовал «схему одновинтового вертолета с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей». Б.Н.Юрьевым были разработаны проекты вертолетов, созданы и испытаны их летающие модели. В результате многочисленных исследований была принята одновинтовая схема с рулевым винтом. На первом Всероссийском съезде воздухоплавания в Петербурге 12 апреля 1911 года Б.Н.Юрьев сделал доклад на тему «Критика прежних систем геликоптеров и описание нового типа геликоптера системы автора». Первый проект вертолета был разработан на базе двигателя мощностью 37,3 кВт. Несущий винт - двухлопастный диаметром 6 м. Рулевой винт диаметром 2 м имел ременной привод. Автомат перекоса должен был воздействовать на специальные открылки (элероны) на лопастях несущего винта. В 1912 году Б.Н.Юрьевым был построен вертолет с двигателем мощностью 20-22 кВт. Он имел двухлопастный несущий винт диаметром 8 м, вращавшийся со скоростью 140 об/мин. Рулевой винт диаметром 2,5 м вращался от ременной передачи со скоростью 450 об/мин. Проведенные испытания выявили ряд недостатков в двигателе и элементах конструкции. К сожалению, из-за отсутствия денег Юрьев не смог запатентовать свои изобретения и продолжить разработки. Величайшей заслугой Б.Н.Юрьева является то, что его новаторские схемные и конструктивные идеи находят применение во всех современных вертолетах. В 1922 году профессор Георгий Ботезат, эмигрировавший после революции из России в США построил по заказу армии США первый устойчиво управляемый вертолёт, который смог подняться в воздух с грузом на высоту 5 метров и находиться в полёте несколько минут. В 1926 году в России в ЦАГИ была сформирована "геликоптерная группа", которую возглавил А.М. Черемухин. Результатом работы этой группы стал первый управляемый вертолет ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полет в сентябре 1930 года. Силовая установка ЦАГИ-1ЭА включала два РПД М-2 по 120 л.с. каждый. Взлетная масса - 1145 кг. Полет прошел на высоте 10-12 метров над землей. Позднее на этом аппарате были достигнуты мировые рекорды: высота полета - 605 м (в 5 раз больше, чем ранее), продолжительность - 14 минут, максимальная дальность - 3 км, скорость полета - 21 км/ч. Для первых летных испытаний было предложено прикрепить вертолет к горизонтальному тросу, чтобы не дать вертолету взлететь на высоту более нескольких метров и исключить опасность крушения в случае падения его с высоты. 26 мая 2005 вертолёт под управлением французского пилота Дидье Дельсаля достиг высшей точки Земли — горы Эверест.
| ||
Литература: |
||
Детские раскраски и аудио |