Вертолеты Братухина

Главная
Вертолеты Братухина

Пассажирский и санитарный - Б-5/10

Пассажирский и санитарный - Б-5/10


Другие статьи


Пассажирский и санитарный - Б-5/10

Вторым пунктом постановления правительства, вышедшего в феврале 1946 года, ОКБ-3 поручалась разработка пассажирского геликоптера с моторами М-26 ГР. В документах (относящихся к августу 1947 года) эта машина почему-то имела обозначение Б-4.

Заданием предусматривалась перевозка шести пассажиров (при двух членах экипажа) со скоростью до 220 км/ч на высоте 3000 м, продолжительность полета до 3 часов и динамический потолок — 4000 м. Однако ее так и не построили, а проект пассажирского Б-4 рекомендовалось переделать в «наблюдательно-корректировочный пункт».

Второй экземпляр машины с двигателями М-26ГР требовалось предъявить заказчику в санитарном варианте (4 раненых и один сопровождающий) в декабре 1947 года.

Новый летательный аппарат, сохранив схему предшественника, отличался полумонококовой конструкцией фюзеляжа и крылом, заменившим громоздкую ферму. Следует отметить, что поперечная схема в совокупности с крылом имеет определенные преимущества, особенно при взлете с разбегом. Однако компоновка крыла, видимо, оказалась неудачной, поскольку не разгружала несущие винты в горизонтальном полете (хотя предполагалось, что оно будет создавать до 25% подъемной силы), а отрицательная интерференция несущих винтов и крыла ухудшала аэродинамику машины.

Первоначально ОКБ-3 предписывалось построить геликоптер в декабре 1946 года, но этого не произошло. Хотя приказом МАПа от 24 декабря ведущими на заводских испытаниях назначили летчика К.И. Пономарева и инженера Д.Т. Мацицкого. Более того, нашелся документ где предписывалось построить пассажирский геликоптер, получивший индекс Б-5 (Братухин-5) с моторами АШ-21,

Постановления правительства в те годы появлялись как грибы после дождя и претворять их в жизнь оказалось трудным делом. Построить шестиместную пассажирскую машину Б-5 в срок не успевали, и правительство установило новую дату начала госиспытаний — июнь 1947 года. К тому же вместо запланированных двигателей АШ-21 пришлось ставить М-26ГР, существенно снижавшие возможности данной машины. В этом же году на базе Б-5 построили санитарный вертолет Б-9. Обе машины остались в разряде опытных и на госиспытания не передавались.

Работа по Г-4, Б-5 и Б-9 еще была далека от завершения, а руководство страны все настойчивее требовало новых машин. В начале декабря 1947 года министр авиапрома докладывал Сталину: «В соответствии с Вашим заданием нами (...) проработаны мероприятия по созданию надежной конструкции геликоптеров связи.

В настоящее время мы имеем только два типа опытных геликоптеров (...): двухместный с двумя моторами «Пратт-Уттни» и такой же с двумя моторами М-26ГР. Оба геликоптера еще не закончены доводкой и не являются надежно отработанными машинами. Государственные испытания (они. — Прим. авт.) еще не прошли (...) и не соответствуют по числу мест требованиям для геликоптеров связи... Один тип (...) построен как наблюдательный пункт (Б-10. -Прим. авт.) с экипажем из летчика и двух наблюдателей, с вооружением и радиоаппаратурой; второй тип геликоптера пассажирский (Б-5. Прим. авт.)...

Внедрение в серийное производство до отработки их полной надежности и получения положительных результатов в государственных испытаниях считаем нецелесообразным. Считаем необходимым поручить Братухину построить двухмоторный трех-четырехместный геликоптер связи (...) с моторами М-26ГРФ...»

Проектом постановления Совета министров предусматривалось, чтобы геликоптер развивал скорость до 200 км/ч (впоследствии ее снизили до 150—180 км/ч, и предписывалось сделать трехместным, включая пилота), поднимался на высоту до 4000 м и имел продолжительность полета до трех часов. Предписывалось предъявить машину заказчику в августе 1948-года. При этом все остальные задания по опытным геликоптерам, за исключением артиллерийского наблюдательного пункта, с ОКБ-3 сняли.

А заданий хватало. В плане ОКБ на 1947— 1948-й годы числились также сельскохозяйственный и тяжелый транспортный геликоптеры. Последний из них рассчитывался под два звездообразных двигателя АШ-82. Заданием предусматривалось, чтобы машина с экипажем из трех человек и грузом до 2000 кг развивала скорость до 225 км/ч, поднималась на высоту до 5000 м (динамический потолок) и находилась в воздухе до двух часов. Проект разработали в декабре 1947 года и сразу же отложили до лучших времен, сосредоточив все усилия на Б-11.


Пассажирский и санитарный - Б-5/10


Пассажирский и санитарный - Б-5/10


Пассажирский и санитарный - Б-5/10


Пассажирский и санитарный - Б-5/10


 

"Вертолеты особых схем" Якубович Н.В.

   
Hosted by uCoz