Вертолеты Братухина

Главная
Вертолеты Братухина

Вертолет связи - Б-11

Вертолет связи - Б-11


Другие статьи


Вертолет связи - Б-11

На основании июньского 1948 года постановления правительства машину требовалось предъявить на государственные испытания ровно через два года. В «портфеле» ОКБ-3 имелся также заказ на экспериментальный десантный геликоптер с нагрузкой до 5 т и дальностью 250—500 км.

Заданием на летающий наблюдательный пункт (Б-10) предусматривалось, что с экипажем из трех человек он должен был иметь скорость не ниже 180 км/ч, подниматься на высоту 2000 м за 5 минут и находиться в воздухе до трех часов. В феврале 1948 года требовалось предъявить его на государственные испытания. При неизменных силовой установке с двигателями М-26ГРФ и несущих винтах заданная максимальная скорость снизилась на 40 км/ч по сравнению с Б-5.

Расчеты показали, что установка артиллерийского вооружения сильно ухудшала аэродинамические характеристики геликоптера. Одна 20-мм пушка на турели предназначалась для стрельбы вперед. Два аналогичных орудия находились в корме и предназначались для защиты задней полусферы, для чего оперение сделали двухкилевым. Вдобавок, желая снизить уровень вибраций, на Б-10 ввели подкосы, связывавшие крыло с фюзеляжем и колонками несущих винтов. Б-10 построили к февралю 1948 года, но на этом все закончилось.

Весной 1948 года подготовили к летным испытаниям вертолет связи Б-11 с моторами М-26ГРФ, построенный в соответствии с декабрьским 1947 года постановлением правительства на базе пассажирского Б-5. Приказом МАПа от 5 июня ведущими по Б-11 назначили летчика К.И. Пономарева и инженера Д.Т. Мацицкого. Испытания проходили в обычном «режиме». Как и прежде, донимала тряска, а 13 декабря произошла трагедия. В районе аэродрома Измайлово на небольшой высоте оторвалась одна из лопастей НВ. Вертолет, начавший разрушаться в полете, ударился о землю, унеся жизни летчика К.И. Пономарева и бортрадиста И.Г. Нилуса.

Еще до катастрофы первой машины приказом МАПа от 15 сентября для испытаний Б-11 «Дублер» назначили предыдущий экипаж:. Но время внесло свои коррективы. Заводские испытания Б-11 с усиленным и доработанным планером начались в конце 1949 года, проводил их летчик Г.И. Комаров. В мае вертолет поступил в НИИ ВВС. Учитывая предыдущий опыт и во избежание аварийных ситуаций главный конструктор ввел дополнительные ограничения, запрещавшие разгоняться до скоростей свыше 155 км/ч и подниматься на высоту больше 2500 м. Максимальный взлетный вес ограничили 3950 кг. К этому времени слово «геликоптер» стало заменяться русским «вертолет», предложенным Н.И. Камовым еще в 1929 году. А разгоревшаяся борьба с космополитизмом лишь ускорила эту трансформацию.

На этапе государственных испытаний ведущими по машине были инженер A.M. Загордан и летчик Г.А. Тиняков. Наследственной «болезнью» вертолета оставалась сильнейшая тряска, мало помогло даже введение подкосов к втулке несущих винтов. В итоге испытания прекратили, поставив последнюю точку не только в «биографии» машины, но и в деятельности ОКБ-3.

За десять лет работы над вертолетами поперечной схемы так и не удалось достигнуть расчетных параметров, главным образом из-за ограничений по динамической прочности.

В 1951 году ОКБ-3 закрыли, а Иван Павлович перешел на преподавательскую работу. Опыт его разработок, за исключением испытанного и доведенного двигателя М-26ГРФ, из-за настороженного отношения вертолетных ОКБ к поперечной схеме так и не был затребован. Были в арсенале ОКБ и предложения по вертолетам одновинтовой схемы, ставшей впоследствии классической, но и они остались на бумаге.

В конце 50-х создали винтокрыл Ка-22, а вслед за ним тяжелый вертолет Ми-12 по аналогичной схеме. Наибольшие успехи пришлись на вторую машину, но это достижение стало возможным лишь благодаря знаниям и опыту, накопленным авиационной наукой за все предшествующие годы.

Более 30 лет прошло после создания Ми-12, и за это время никто не осмелился повторить опыт предшественников. Хотя к этой схеме и обращались, но на бумаге, делая расчеты для сравнения с проектируемыми машинами. Более того, никто из специалистов не берется предсказать появление в будущем вертолета подобной схемы. Похоже, что время глобальных экспериментов прошло.


Вертолет связи - Б-11


Вертолет связи - Б-11


Вертолет связи - Б-11


Вертолет связи - Б-11


Вертолет связи - Б-11


Вертолет связи - Б-11


 

"Вертолеты особых схем" Якубович Н.В.

   
Hosted by uCoz