Вертолеты фирмы КамовГлавнаяВертолеты Ка |
Многоцелевой всепогодный вертолет Ка-32 |
||
Многоцелевой всепогодный вертолет Ка-32
|
Вертолет Ка-32 является развитием вертолета Ка-27ПС, разработанным специально для гражданского применения с учетом успешной эксплуатации вертолетов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей. Первоначально в качестве основного назначения вертолета предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных условиях Арктики днем и ночью, однако позже вертолет было решено разрабатывать для многоцелевого всепогодного применения; для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины при отсутствии дорог, патрульной службы и других целей. Вертолет было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС и специальным оборудованием, противообледенителъными системами. При выполнении ледовой разведки необходимо иметь максимальную продолжительность полета 4,5 ч, а при транспортных перевозках и крановых работах требовалась грузоподъемность 4 т в кабине и 5 т на внешней подвеске, дальность полета с грузом 3 т в кабине 300 км, крейсерская скорость 220—230 км/ч. Отсутствие на вертолете вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним систем позволило использовать внутренние объемы для размещения топливных баков и различного оборудования для гражданского применения и обеспечило увеличение грузоподъемности вертолета. Началом разработки вертолета Ка-32 следует принимать, как и для вертолета Ка-27, 1969 г., а первый полет общего опытного вертолета— 24 декабря 1973 г. (летчик-испытатель Е.И. Ларюшин), первый полет серийного вертолета Ка-32 состоялся в 1980 г. На опытном вертолете Ка-32 впервые в истории освоения Арктики в конце 1978 г. осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи. В 1981 г. вертолет Ка-32 впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам в г. Минске на конференции по применению гражданской авиации в народном хозяйстве, а в 1985 г. — на Парижской авиационно-космической выставке и позже на многих других выставках. В1983—1985 гг. на вертолете Ка-32 летчицами Н. Ереминой и Т. Зуевой было установлено 7 международных рекордов скороподъемности и высоты полета, достигнута максимальная высота 8250 м без нагрузки и 6400 м с коммерческой нагрузкой 2000 кг, время подъема на высоту 6000 м 4 мин 46,5 с. В 1986 г. вертолеты Ка-32 успешно использовались для ликвидации последствии аварии в Чернобыле. С 1985 г. вертолеты Ка-32 серийно производятся на авиационном заводе в г. Кумертау, построено более 100 вертолетов различных модификаций: Ка-32С — судовой многоцелевой всепогодный вертолет, предназначен для ведения ледовой разведки, разгрузки судов без их остановки, обслуживания плавучих платформ и буровых вышек на континентальном шельфе; дополнительно оснащен аппаратурой инструментальной ледовой разведки, системой надувных баллонетов для обеспечения плавучести при аварийной посадке на воду; при применении для поисково-спасательных работ оснащается подъемно-спасательным оборудованием; Ка-32Т — транспортный вертолет для перевозки грузов массой до 4 т внутри кабины и до 5 т на внешней подвеске, перевозки 16 пассажиров в кабине или 10 пострадавших на сиденьях и 4 на носилках в санитарном варианте; может использоваться также для трелевки леса и для аэрофотосъемки; Ка-32К—вертолет—летающий кран с внутрифюзеляжной полувыдвижной дополнительной кабиной для оператора с электродистанционным управлением и уникальной системой гашения колебаний подвешенного на тросе груза на висении и в полете, дополнительно снабжен двухкамерной и двухэкранной системой для наблюдения за подъемом и монтажом груза и за поведением его в полете. Вертолет Ка-32К впервые был показан на авиационно-космической выставке в Берлине в 1992 г. Ка-32А — модернизированный вертолет Ка-32, удовлетворяет требованиям норм летной годности для вертолетов НЛГВ-2 и американских норм FAR-29/FAR-33. Вертолет Ка-32А с ГТД ТВЗ-117ВМА получил российский сертификат летной годности № 36-32А в июне 1993 г. В конструкцию вертолета для сертификации внесено более 250 изменений, среди которых доработанная система централизованной заправки, установка большого блистера на левой двери кабины экипажа, подлокотников на кресла летчика и т. п. Установлено усовершенствованное оборудование, включая двойную систему управления движением СМА-900 канадской фирмы «Маркони» с доплеровским указателем скорости и приемником спутниковой системы навигации — СМА3012; установлен радиолокационный самолетный ответчик УВД типа Со-72М, внутреннее и внешнее аварийное освещение, повышена пожарная безопасность, обеспечена защита оборудования от молний. Ка-32А-1 — модификация вертолета Ка-32А для использования в системе противопожарной службы; три вертолета поставлены противопожарной службе Москвы для спасения людей и тушения пожаров. Для эвакуации людей разработаны складные транспортно-спасательные кабины ТСК на 2, 10 и 20 человек, поднимаемых с помощью троса длиной от 10 до 70 м. В сложенном состоянии кабины могут транспортироваться внутри или снаружи вертолета. Вертолет снабжается также складной емкостью на 5000 л, которая крепится на тросе внешней подвески; разработана гидродинамическая пушка с залповым выбросом воды на расстояние 100 м, переносные огнетушители, аэрозольные гранаты и другое противопожарное оборудование. Вертолет Ка-32А-1 оснащен двумя прожекторами по 600 Вт, один, с дистанционным управлением, установлен в обтекателе с левого борта, второй — в проеме грузовой двери. С правого борта размещена установка внешнего вещания ЗСВС на 500 Вт. Ка-32А2 — модификация Ка-32А-1 для милиции; демонстрировался впервые на Авиакосмическом Салоне МАКС-2 в г. Жуковском в 1995 г.; оснащен двумя прожекторами и мощной установкой внешнего вещания. КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси; отличается большой энерговооруженностью и большой нагрузкой на ометаемую площадь — 60 кг/м². Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в основном из алюминиевых сплавов, с двухместной кабиной экипажа в носовой части. В грузовой кабине размерами 4,52 х 13 х 1,32 м, отделенной перегородкой от кабины экипажа, размещаются 16 откидных сидений вдоль бортов. Доступ в кабину экипажа, осуществляется через сдвижные двери с обоих бортов, в грузовую кабину—через сдвижную дверь размерами 1,2 х 1,2 м с левого борта. Для крепления грузов в кабине предусмотрены швартовочные узлы; система внешней подвески грузов рассчитана на усилие 5000 кг и установлена на ферме в грузовой кабине, снабжена весоизмерительным устройством. Хвостовое оперение состоит из стабилизатора прямоугольной формы в плане, размахом 3,2 м, на концах которого установлены две килевые шайбы носками внутрь — для повышения путевой устойчивости. шайбы снабжены большими рулями направления. Конструкция стабилизатора и шайб каркасная, из алюминиевого сплава, с широким применением композиционных материалов. Шасси четырехопорное, неубирающееся, пирамидально-параллелограммного типа, с двухкамерными масляно-воздушными амортизаторами низкого и высокого давления. Передние опоры самоориентирующиеся, с колесами размером 400 х 150 мм и давлением 0,58 мПа/6 кг/см². Главные опоры с колесами 620 х 180 мм сдавленней 1,08 мПа/11 кг/см². Возможна установка лыж или аварийных надувных баллонетов, наполнение которых осуществляется дистанционным управлением с помощью кнопки на рычаге общего шага. Несущие винты соосные, трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей и системой их складывания. Лопасти прямоугольной формы в плане, имеют хорду 0,48 м и модифицированный профиль NACA 230. Лонжерон лопасти изготовлен из КМ на основе стеклопластика, усиленного углеродными волокнами, к лонжерону крепятся 13 секций слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Лопасти снабжены регулируемыми на стоянке триммерами. Втулки несущих винтов изготовлены из титана и стали с антикоррозионной обработкой, снабжены регулируемыми демпферами и системой гашения колебаний, состоящей из двух грузов в комлевых частях лопастей нижних винтов, настроенных таким образом, чтобы их колебания были противофазны колебаниям лопастей. Благодаря этому уровень вибраций не превосходит допустимый во всем диапазоне скоростей полета. Силовая установка состоит из двух ГТД со свободной турбиной ТВЗ-117 взлетной мощностью по 1618 кВт/2200 л. с. с системой автоматического регулирования, обеспечивающей запуск двигателей и их устойчивую работу на всех режимах. Контроль за работой двигателей осуществляется с помощью указателя режимов на приборной доске. На случай отказа автоматики предусмотрено ручное управление двигателями. Запуск двигателей производится от вспомогательной силовой установки. Главный редуктор планетарный, двухступенчатый, с двумя муфтами свободного хода и тормозом несущих винтов, снабжен системой охлаждения с вентилятором и маслорадиаторами. Топливная система включает 10 топливных баков общей емкостью 3450 л, объединенных в левую и правую группы. Под полом кабины размещены 8 топливных баков, из которых два демпфируются при установке в кабине системы внешней подвески. Два бака размещаются снаружи в контейнерах по бокам фюзеляжа. В каждой группе баков имеется расходный бак, в который поступает топливо из остальных баков. Система распределения топлива предусматривает возможность подачи топлива к одному двигателю от любой группы баков и к обоим двигателям от одной группы. Б расходных баках установлено по два насоса, работающих параллельно, а в остальных баках — по одному насосу. Заправка вертолета производится через заливные горловины или штуцер централизованной заправки под давлением. Система управления одинарная, бустерная, включает ручку циклического шага, рычаг общего шага и педали, триммерные механизмы, возможна установка двойного управления. Особенностью системы управления является объединение четырех необратимых гидроусилителей в один блок, расположенный перед валом несущего винта. Гидравлическая система состоит из трех автономных систем, основная приводит гидроусилители, тормоза колес и гидроцилиндр лебедки, дублирующая обеспечивает привод только гидроусилителей, а вспомогательная приводит гидромеханизмы систем вертолета. Работа гидросистем обеспечивается с помощью гидронасосов на коробке приводов редуктора. Электрическая система переменного тока трехфазная, имеет два независимых генератора, которые могут работать параллельно и раздельно с преобразователями и аккумуляторными батареями для цепи постоянного тока. Электросистема обогрева носков лопастей и воздухозаборников питается от сети трехфазного переменного тока, рассчитана на непрерывную работу в течение всего полета. Оборудование. Пилотажно-навигационный комплекс вертолета включает БЭБМ, автопилот, допле-ровский измеритель скорости и сноса и радиовысотомер, обеспечивающий автоматическую стабилизацию режимов полета и автоматизированное управление, включая полет по заданному маршруту и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Комплект оборудования Ка-32А обеспечивает выполнение полетов по приборам днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на Ка-32С используется также обзорная РЛС. Применена бортовая система регистрации полетных данных. Может быть установлена спасательная лебедка грузоподъемностью 300 кг. Вертолет Ка-32К оснащен электродистанционной системой управления полетом и автоматической системой гашения колебаний груза на внешней тросовой подвеске.
|
||
"Вертолеты" Ружицкий Е.И. |