Вертолеты Ми

Главная
Вертолеты Ми
 

Вертолет Ми-24

История создания

 
 

Вертолет Ми-24

Модификации вертолетов Ми-24
Летно-технические характеристики вертолетов Ми-24
 

Вслед за постройкой первых вооруженных модификаций вертолетов Ми-2 и Ми-4 в начале 60-х гг. М.Л.Миль выдвинул идею создания специализированного транспортно-боевого вертолета, способного выполнять функции своеобразной воздушной боевой машины пехоты. В 1966 г. в опытном производстве ОКБ был изготовлен макет такого вертолета, получившего название В-24 (официально вертолет назывался В-24, но на фирме он именовался с самого начала Ми-24). Он еще сильно отличался по внешнему виду от созданного несколько лет спустя первого летного образца, но уже имел все основные особенности будущей боевой машины: экипаж состоял из летчика и оператора оружия; в грузовой кабине могли разместиться 7 - 8 десантников; вооружение включало 23-мм пушку, 4 - 6 противотанковых управляемых ракет или 2 - 4 блока по 16 реактивных 57-мм снарядов; броня защищала кабины и жизненно важные агрегаты.

Генеральный конструктор предложил свою концепцию воздушной боевой машины пехоты командованию Вооруженных Сил Советского Союза. У него нашлись союзники - из числа молодых военных теоретиков, но были и противники - в основном высокопоставленные чиновники Министерства обороны во главе с тогдашним министром Маршалом Советского Союза Р.Я.Малиновским, предпочитавшие боевым вертолетам более традиционные средства вооруженной борьбы. В 1967 г. М.Л.Миль сумел убедить первого заместителя министра обороны Маршала Советского Союза А.А.Гречко, всегда относившегося положительно к идее создания вооруженного вертолета, провести научно-технический совет, посвященный этой проблеме. Отзывы военных специалистов были самыми различными, в том числе и резко негативными, но в целом предложение Миля было одобрено. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 29 марта 1967 г. ОКБ М.Л.Миля получило задание готовить техническое предложение.

Очень быстро было подготовлено два варианта технического предложения: в первом рассматривался вертолет взлетной массой 7 т с одним двигателем ТВЗ-117, во втором — вертолет взлетной массой 10,5 т и двумя такими же двигателями. В сборочном цехе рабочие соорудили три различных макета вертолета и пять макетов его носовой части с целью выбора наиболее рациональной схемы размещения мест летчика и оператора. ОКБ Н.И.Камова тоже подключилось к этой программе и предложило более дешевое решение проблемы: вооруженный вариант уже существующего и применяемого на флоте корабельного вертолета Ка-25. Некоторые военные специалисты склонялись принять предложение Н.И.Камова, но в конечном счете предпочтение было отдано проекту двухдвигательного вертолета ОКБ М.Л.Миля. Военные одобрили аванпроект, но потребовали предусмотреть установку вместо пушки — высокотемпного крупнокалиберного пулемета и вместо существующих управляемых ракет — противотанковый еще только разрабатывавшийся перспективный комплекс «Штурм» со сверхзвуковыми ракетами с полуавтоматическим наведением. Вертолет необходимо было оснастить новым прицельным комплексом, включавшим стабилизированный прицел оператора, автоматический прицел летчика и лазерный дальномер. Предполагалось также оборудовать вертолет круглосуточными обзорно-прицельными системами и элементами комплекса обороны от средств поражения.

Разработка эскизного проекта В-24 (Ми-24) началась сразу же после выхода 6 мая 1968 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров. Общее руководство всеми работами осуществлял Генеральный конструктор М.Л.Миль, а после его смерти — главный конструктор М.Н.Тищенко.

Непосредственно создание нового вертолета возглавлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов. Ведущим конструктором был назначен В.М.Ольшевец (ныне В.Н.Четкий), ведущими инженерами по летным испытаниям - В.Д.Зернов, Б.В.Смыслов и др. В августе того же года началось рабочее проектирование, а затем и постройка первой опытной машины. В феврале 1969 г. правительственная комиссия утвердила макет боевого вертолета. В июне был готов первый опытный эк земпляр вертолета. Быстрый темп разработок объяснялся решением М. Л. Миля по возможности использовать для нового вертолета значительную часть наиболее сложных и ответственных агрегатов с уже существующих Ми-8 и Ми-14. Это были в первую очередь двигатели, втулка и лопасти несущего винта, рулевой винт, автомат перекоса, элементы трансмиссии. Опробованный на Ми-14 новый двух-вальный газотурбинный двигатель ТВЗ-117 главного конструктора С.П.Изотова был в то время одним из лучших и не уступал по своим показателям зарубежным образцам. Он имел взлетную мощность 2200 л.с, номинальную — 1700 л.с. и удельный вес 0,117 кг/л.с. В случае остановки одного из двигателей другой автоматически переходил на взлетный режим. Запуск двигателей и обеспечение электроснабжения при невращающихся винтах осуществлялись от вспомогательной силовой установки — газотурбинного двигателя АИ-9.

Двухдвигательный вертолет В-24 (Ми-24), получивший заводское обозначение «изделие 240», имел классическую одновинтовую схему с пяти-лопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Крыло служило не только для подвески вооружения, но и «несло» в установившемся полете 19—25% массы машины. Особое внимание при проектировании было обращено на снижение лобового сопротивления. Внешние обводы вертолета имели хорошо обтекаемые аэродинамические формы. Особенностью В-24 являлся наклон оси вала несущего винта и всей силовой установки вправо на 2,5° относительно вертикальной плоскости фюзеляжа, благодаря чему удалось существенно уменьшить углы крена и скольжения вертолета в поступательном прямолинейном полете, неизбежные для всех винтокрылых летательных аппаратов одновинтовой схемы, и тем самым повысить точность стрельбы из неподвижного оружия. В передней двухместной кабине размещались друг за другом стрелок-оператор и летчик, сиденье которого было смещено немного влево. Оператор производил обнаружение и распознавание цели, пуск и наведение противотанковых ракет, управление подвижной пулеметной установкой, сброс бомб. Летчик мог вести огонь из неподвижного оружия, расположенного на подкрыльевых подвесках, и фиксируемого по оси вертолета носового пулемета. Впоследствии, в ходе эксплуатации в воинских частях в состав экипажа транспортно-боевого вертолета включали также борттехника. В средней части вертолета находилась вмещающая восемь солдат грузовая кабина с двухстворчатыми открывающимися вверх и вниз дверями по правому и левому бортам. Открывающиеся окна кабины были оборудованы шкворневыми установками для штатного оружия десантников. Пилотская и грузовая кабины образовывали герметичный отсек с небольшим избыточным давлением для исключения проникновения воздуха при полете над зараженной местностью. Передняя кабина была защищена лобовым пуленепробиваемым стеклом и бронированной спинкой сиденья летчика. Кроме того, были установлены бронеплиты по бокам обеих кабин и на капотах двигателей. Грузовая кабина могла использоваться для перевозки грузов массой до 1500 кг и эвакуации раненых. Негабаритные грузы массой до 2000 кг перевозились на внешней подвеске. По бокам фюзеляжа снизу крепились съемные рамы для внешней подвески противотанковых управляемых ракет. В хвостовом отсеке фюзеляжа располагалось электро- и радиооборудование. В-24 был оснащен системой автоматического управления САУ-В24, включавшей автопилот ВУАП-1, малогабаритную гировертикаль и курсовую систему, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15, автоматический планшет, радиосистему ближней навигации с антенно-фидерной системой.

Для разгрузки на больших скоростях полета рулевого винта концевая балка имела относительно большую площадь и несимметричный профиль. Небольшое крыло вертолета имело нулевой угол поперечного V. Под каждой консолью крыла было установлено по два держателя для бомб и блоков реактивных снарядов. Шасси вертолета выполнили убирающимся, при этом основные опоры убирались в отсеки по бокам грузовой кабины, а передняя опора — в специальную нишу в носовой части (назад по полету). Топливо В-24 размещалось в пяти мягких протектированных баках. Его подача продолжалась при повреждении любого из баков. В перегоночном варианте внутри грузовой кабины устанавливались два металлических топливных бака емкостью 1630 л. В систему управления вертолетом были включены 4 гидроусилителя, установленные на общей плите на главном редукторе. Управление стабилизатором было кинематически связано с управлением шагом несущего винта. Гидросистема состояла из трех отдельных систем: основной, дублирующей и вспомогательной.

Ввиду того что разработка предусмотренного для В-24 вооружения отставала от постройки первых опытных образцов вертолета, было решено установить на них оружие комплекса К-4В, хорошо зарекомендовавшее себя на вооруженных модификациях Ми-4 и Ми-8. На две подфюзеляжные рамы Ми-24 укрепили по паре управляемых ракет 9М17М противотанкового комплекса «Фаланга-М» с ручной системой наведения, состоящей из танкового визира и радиокомандной линии управления. В носовой части В-24 была смонтирована подвижная пулеметная установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом А-12.7 и простейшим коллиматорным прицелом ПКВ. К четырем балочным держателям, установленным попарно под консолями крыла, могли крепиться либо блоки неуправляемых реактивных снарядов, по 32 ракеты С-5 в каждом, либо бомбы калибра 100 и 250 кг. Более тяжелые виды вооружения — 500-кг бомбы и зажигательные баки — подвешивались по одной единице с каждой стороны.

Программа заводских испытаний В-24 (Ми-24) началась 15 сентября 1969 г. с подъемов на привязи. Через четыре дня летчик-испытатель Г.В.Алферов осуществил первый свободный полет. Вскоре была построена 2-я опытная машина, вслед за которой заложили установочную серию в десять вертолетов — по пять машин на МВЗ и на арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс». На них были выполнены почти все заводские испытания по существующим программам для Ми-24 и его последующих модификаций. Один из «арсеньевских» аппаратов создавался как летающая лаборатория для испытаний противотанкового комплекса «Штурм-В». В испытательных полетах участвовали летчики Г.В.Алферов, Г.Р.Карапетян, М.А.Материальный и др.

Государственные испытания начались в июне 1970 г. и продолжались полтора года. Они велись интенсивно и в целом подтвердили все предварительные расчеты. На новом вертолете, несмотря на значительное увеличение по сравнению с Ми-8 скоростей полета, уровень вибраций фюзеляжа оказался относительно невысок. Однако во время полетов испытатели встретились и с рядом проблем, потребовавших внесения существенных изменений в конструкцию вертолета. Так, на скоростях полета свыше 200 км/ч с выключенным автопилотом под действием внешних возмущений наблюдались незатухающие или слабозатухающие колебания вертолета по курсу и крену (так называемый «голландский шаг»), требующие постоянного вмешательства летчика в управление. Для улучшения боковой устойчивости было решено установить на вертолет крыло с отрицательным углом поперечного V (-12°). Была выявлена опасность соприкосновения при стрельбе противотанковых управляемых ракет, подвешенных на съемных подфюзеляжных рамах, с вооружением, размещенным под крыльями. Поэтому рамы пришлось ликвидировать, а по концам крыльев установить вертикальные пилоны с закрепленными на них направляющими для ракет «Фаланга». Таким образом сформировался столь характерный силуэт В-24 — с опущенными крыльями и ПТУР под их законцовками.

В процессе макетных исследований и летных испытаний первых В-24 конструкторы выявили, что кабина слишком тесна для размещения в ней системы «Радуга-Ф» для полуавтоматического наведения противотанковых ракет 9М17П комплекса «Фаланга-П» и установки высокотемпного пулемета ЯкБ-12,7. Тогда на опытном производстве МВЗ передние кабины двух первых прототипов были удлинены. Запущенные в том же году в серийное производство на арсеньевском заводе новые вертолеты строились с удлиненными кабинами и крыльями с отрицательным углом поперечного V, как у доработанных прототипов. Кроме того, по требованию заказчика в кабине оператора были установлены педали и ручки управления — на случай ранения в бою летчика. Однако из-за затянувшейся доводки нового вооружения первые серийные вертолеты оснащались комплексом «Фаланга-М» и пулеметом А-12,7. Эти машины начали поступать в войска в 1971 г. под названием Ми-24А (изделие 245). В следующем году, по завершении госиспытаний, эта модификация была официально принята на вооружение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

В.Р.Михеев. Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля. 50 лет. М., Любимая книга. 1998.
В.Р.Михеев. Роствертол. Путь успеха. М., Интервестник. 2004

   
Hosted by uCoz