Эксплуатация вертолетов Ми-2 |
На настоящий момент сотни вертолётов Ми-2 находятся в
постоянной эксплуатации более чем в двух десятках стран. СССР, а затем и Россия
были одними из основных заказчиков Ми-2. Вертолёты успешно применялись как в
гражданских, так и в военных целях и долгие годы составляли основу лёгкой
винтокрылой авиации в «Аэрофлоте» и Вооружённых Силах.
В «Аэрофлоте» Ми-2 стали получать регистрационные номера в
сериях 14, 15, 20 и 23 (например, СССР-14089, 15207, 20320 и 23309), но были и
вертолёты с номерами в серии 81500. В связи с распадом СССР и значительным
ограничением вооружений Ми-2, находящиеся в ВВС стали переводить в гражданскую
авиацию и к частным владельцам. После 1973 года, изначальные красно-бело-серая и
зелёно-белая цветовые раскраски были заменены на сине-бело-серую по новому
единому стандарту «Аэрофлота». Ми-2, летавшие на Крайнем Севере и Дальнем
Востоке, были покрашены в оранжево-синий цвет для большей заметности на фоне
снега и льда в случае вынужденной посадки.
Ми-2 может применяться как в сельскохозяйственных целях (для
опрыскивания и опыления лесных и сельскохозяйственных угодий), так и для
грузопассажирских перевозок. Существуют также поисково-спасательный и полярный
варианты — на них установлено радиотехническое и навигационное оборудование для
работы в сложных метеоусловиях. Специально для спецслужб создан патрульный
вариант, он используется для облёта границ и оснащён громкоговорителем. В
морской авиации Ми-2 применялся на ледоколах для разведки ледовой обстановки, а
так же для связи между кораблями. Кроме того, на базе Ми-2, существуют вертолёты
огневой поддержки и вертолёты палубного базирования.
Благодаря перепродажам Ми-2 оказались в различных странах,
таким образом, он стал применяться в Алжире, Джибути, Турции, Венесуэле и т. д.
Самой массовой модификацией была грузопассажирская, но использовались и другие.
В 1974 году Чехословакия приобрела Ми-2 со специальным оборудованием для
контроля дорожного движения. В Болгарии Ми-2 оснащённые радиолокационным
оборудованием применялись для контроля за загрязнением акватории Чёрного моря.
Так же широкое распространение получил сельскохозяйственный вариант, он
использовался в СССР, Польше, Венгрии, ГДР, Ираке, Иране, Югославии и Ливане.
Ми-2 также применялся и в качестве боевого вертолёта,
например во время арабо-израильской войны 1973 года, немного применялся в войне
в Афганистане, вооружённом конфликте Перу с Эквадором (1995 г.), вооружёнными
силами Джибути против сепаратистов, против наркомафии в Перу, Мексике, Мьянме,
против морских пиратов в Индонезии. В 1986 году некоторое число Ми-2 применяли
во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Помимо этого, начиная с 1978 года, Ми-2 принимает участие на
чемпионатах мира по вертолётному спорту, включая чемпионат 2005 года, прошедший
во Франции.
На территории России находится в эксплуатации более тысячи
Ми-2. Не менее 300 вертолётов применяются в других странах СНГ. Десятки этих
машин числятся в воздушных флотах государств дальнего зарубежья. Проведённые
исследования состояния парка вертолётов Ми-2 показывают, что большая часть этих
вертолётов выработала на сегодняшний день лишь около половины своего ресурса и
срока службы. Лишь в России свыше трёхсот этих машин способны прослужить ещё
10-15 лет с наработкой 5000-7000 лётных часов. При проведении комплекса
технических работ по продлению ресурсов и календарных сроков службы около 400
этих машин сможет прослужить ещё от 18 до 25 лет, а в среднем их наработка
составит 10000-12000 лётных часов.
В 2006 году 12 вертолётов Ми-2 были доставлены в Ирак, для
нужд сельского хозяйства (распыления пестицидов над полями). За две недели эти
вертолёты смогли распылить пестициды на площади свыше 28 000 га.