Вертолет Ми-2А. Модификации |
Вертолет Ми-2А
Созданный в 1961 г. на МВЗ им. М.Л. Миля вертолет Ми-2 был первым отечественным легким вертолетом с газотурбинной силовой установкой и сыграл важную роль в развитии винтокрылой авиации как в нашей стране, так и за рубежом. С 1965 г. по 1992 г. вертолет серийно изготавливался на заводе PZL Swidnik в Польше. За эти годы выпущено почти пять с половиной тысяч вертолетов Ми-2.
В настоящее время сотни машин находятся в постоянной эксплуатации более чем в
двух десятках стран. Наша страна была одним из основных заказчиков «двойки».
Вертолеты успешно эксплуатировались в гражданских и военных целях и долгие годы
составляли основу легкой винтокрылой авиации в «Аэрофлоте» и Вооруженных Силах.
В связи с сокращением ВC за последнее десятилетие большинство Ми-2 перешло к
частным владельцам.
В России имеется сложившаяся и отлаженная десятилетиями система технического
обслуживания вертолетов Ми-2. В связи с этим ОАО «Московский вертолетный завод
им. М.Л. Миля» совместно с ОАО «Ростов-Миль», ОАО «Роствертол», ОАО «Мотор-Сич»,
ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко», Ейским двигателеремонтным заводом и рядом
других российских предприятий приступил к реализации комплексной программы
модернизации вертолета Ми-2. Целью программы является частичное, а затем и
полное восстановление парка Ми-2 в России при значительном улучшении его
технико-экономических показателей.
На первом этапе программы предусматривается освоение в России ремонта, а затем производства агрегатов и систем вертолета. В настоящее время при участии МВЗ на предприятиях в Ростове и Ейске началось производство лопастей несущего винта, ремонт фюзеляжа и ряда систем вертолета, замена устаревшего приборного оборудования, осваивается производство лопастей рулевого винта, ремонт двигателей, трансмиссии, втулок винтов и т.д. В ходе ремонта вертолеты оснащаются польскими двигателями повышенной мощности ГТД-350W. Модернизированные двигатели развивают взлетную мощность 425 л.с. Назначенный ресурс вертолета составляет 10500 часов, а календарный срок службы – 30 лет. Значительная часть отремонтированных вертолетов экспортирована, в том числе в Мексику, Индонезию и ОАР. По завершении первого этапа программы производство новых агрегатов (за исключением двигателей) и самого вертолета должно полностью осуществляться российскими предприятиями. Ремонтно-восстановительные работы также будут проводиться на российских заводах.
Второй этап программы предусматривает разработку и организацию производства вертолета Ми-2А – модификации Ми-2 с современными двигателями АИ-450, новыми агрегатами и системами, в том числе с перспективным пилотажно-навигационным комплексом. Предусмотрена также возможность установки французских двигателей Arrius-2 производства компании Turbomeca. В связи с использованием более мощных двигателей главный редуктор и трансмиссия будут спроектированы заново. Капоты получат более обтекаемую форму. Программа модернизации предполагает возможность переделки в новую модификацию ранее изготовленных Ми-2. По предварительным оценкам, цена Ми-2А будет в несколько раз меньше стоимости современных зарубежных аналогов и новых отечественных вертолетов. Назначенный ресурс вертолета – 18000 ч, календарный срок службы – 30-35 лет.
Третий этап программы – совершенствование конструкции основных агрегатов: лопастей, втулок, доработка фюзеляжа, систем и освоение их в серийном производстве. В результате модернизации будет создан практически новый вертолет со значительно лучшими летно-техническими и экономическими показателями.
На базе Ми-2А предполагается создание целого ряда вариантов: транспортного,
учебно-тренировочного, медицинского, разведывательного, воздушного командного
пункта, VIP-салона, вооруженного. Последний вариант предусматривает установку
двух ферм вооружения для размещения блоков Б8В20А неуправляемых ракет или
универсальных пушечных контейнеров УПК23-250. Вертолет может быть оборудован
приборами ночного видения.
Состояние. В настоящее время в России эксплуатируются свыше тысячи Ми-2. Не менее 300 вертолетов используются в других странах СНГ. Десятки машин насчитываются в воздушных флотах стран дальнего зарубежья. Проведенный анализ состояния парка вертолетов Ми-2 показывает, что большая часть машин отработала на сегодня лишь около половины ресурса и срока службы. Только у нас в стране более трехсот машин смогут еще прослужить 10-15 лет с наработкой 5000 – 7000 летных часов. При проведении комплекса технических работ по продлению ресурсов и календарных сроков службы не менее 400 вертолетов Ми-2 сможет прослужить еще 18-25 лет, а средняя их наработка составит 10000-12000 летных часов.
Двигатель (кол-во, тип, марка) |
2хГТД АИ-450 |
Взлетная мощность, л.с. |
2х465 |
Экипаж |
1 |
Пассажиры |
8 |
Макс. взлетная масса, кг |
3700 |
Нагрузка в кабине, кг |
1200 |
Нагрузка на подвеске, кг |
1550 |
Макс. скорость, км/ч |
235 |
Крейсерская скорость, км/ч |
225 |
Стат. потолок, м |
2000 |
Практический потолок, м |
5000 |
Дальность, км |
450 |
Продолжительность, ч |
4 |
Размеры планера |
|
Длина, м |
11,94 |
Высота, м |
3,75 |
Ширина, м |
1,6 |
Размеры кабины |
|
Длина, м |
2,27 |
Высота, м |
1,2 |
Ширина, м |
1,45 |
Диаметр НВ, м |
14,5 |